Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 "Аленушка"

Проголосуй за наш сайт

Страница воспитателя Беловой О.И.

 

 

Опыт работы по ПДД воспитателя МКДОУ детский сад № 5 "Аленушка" Беловой Ольги Ивановны.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в  воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Главной целью своей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ считаю  формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах села. Я  реализую эту цель    путём решения нескольких задач:

·              усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

·              формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

·              развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

 

     Вся работа учреждения по  проблеме строится, основываясь на программу   «Безопасность» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, А.А. Авдеевой. 

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

 Основываясь на Программу деятельности в ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах,  я продолжаю работу с детьми по теме «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», и  поставила перед собой такие задачи:

• обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах

• формирование у детей навыков и умений, наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их

• воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе

• обогатить представление детей о здоровье

• расширять словарный запас детей по дорожной лексике

• активировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью я осуществляю инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаю поставленные мною задачи:

- воспитательные  реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.              Организовывая, работу с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения я начала с оснащения предметно развивающей среды во всех возрастных группах. Организация велась в трёх направлениях:

• изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр

• изготовление дорожных знаков

• изготовление дидактического материала по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Начиная работу со второй младшей группы, я познакомила детей с видами транспорта, рассматривали с детьми картины, иллюстрации. Беседовали о назначении легкового и грузового автомобилей, трамвая и автобуса. Рисовали кружки красного, жёлтого, зелёного цветов различных размеров, беседовали о правилах дорожного движения, наблюдали за движением пешеходов по тротуару, играли в подвижные игры: «Птички и автомобиль» и т. д. В конце года подготовила и показала занятие по ПДД «Улица полна неожиданностей».

Эту же работу я продолжила и в средней группе. Провела ряд занятий по закреплению у детей уже имеющихся знаний: рассматривали картины с изображением гужевого транспорта, поезда и железной дороги. Беседовали о значении светофора, отгадывали загадки, читали стихи о светофоре, смотрели диски о ПДД, играли в настольные игры: «Трудная дорога», «Светофор», «Трамваи», «Цветные автомобили». Обновила уголки безопасности дорожного движения под девизом «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». 

В старшей группе провела игры-тренинги «На улице — не в комнате, о том ребята помните», «Азбука пешехода». Принимала участие вместе с детьми в акции «Пешеход», «За безопасность на дорогах» (распространения памяток-листовок участникам дорожного движения). Рассматривали и рисовали дорожные знаки, предупреждающие водителя и пешеходов об опасности на дороге «Скользкая дорога», «выброс гравия», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» и др. Вместе с детьми изготавливала из картона знаки, регламентирующие движение велосипедиста. Создавала проблемные ситуации, из которых дети сами должны были найти выход. Большую помощь при обучении ПДД оказывали просмотр дисков по ПДД. Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации. В своей работе использую ИКТ (компьютер, подборки дисков и записей из интернета,  учебные фильмы). В старшей группе был организован КВН «Знатоки ПДД», досугово - игровое мероприятие по ПДД «Азбука движения». Рассказала детям о работе инспектора ГИБДД, организовала игры на сюжеты. Дети рисовали дорожные знаки — запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, рассказывали об их назначении. 

Свою работу я веду систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).

В работе с детьми  приучаю их проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняю и повторяю детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Полученные знания детей закрепляем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий. 

           Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, мною  используются тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови…, скажи…) или задание (расставь…, раскрась…), которые предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволяет  получить более точные результаты. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД и позволяет спланировать мою работу на будущий учебный год.

Анализ ежегодного мониторинга выявил положительную динамику  в сформированности представлений по ПДД у детей старшего дошкольного возраста. Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения и сформированность осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения возросло по сравнению с 2013-2014 учебным годом.

 

Диагностика знаний и умений детей по ПДД

Группа

2013-2014г.г.

2014-2015г.г.

Начало  года

Конец года

Начало 

года

Конец

 года

Средняя группа

1,6

2,2

Старшая группа

 

 

2,1

2,7

 

Работая над этой проблемой очень приятно, когда дети, приходя в детский сад, рассказывают о своих впечатлениях: какие новые знаки видели на дорогах во время поездок с родителями и о том, какие знаки встречались в пути. Как старались, по мере возможности соблюдать правила пешеходов и как «учили» родителей соблюдать правила дорожного движения.

 Я понимала, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Необходим тесный контакт между воспитателем и родителями. Вот почему на первом же родительском собрании познакомила родителей с проводимой в группе работой по обучению детей ПДД. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правил дорожного движения предложила анкеты: «Знаете ли вы ПДД? ». Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о ПДД, в каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать темы бесед, консультаций, спланировать темы бесед, консультаций, папок-передвижек, которые обновлялись в течение года. Появилась информация на стендах «Красный, жёлтый, зелёный», «Внимание-улица! », «Безопасность на дороге глазами детей», где давались советы по ознакомлению детей с правилами пешеходов, рекомендована литература для чтения дома. Также прошла акция «Зебра пришла в школу», «Детское кресло». В течение года проводились общие праздники, развлечение с родителями «Путешествие в Светофорию». Такие праздники доставляют огромную радость детям и родителям. Были проведены минутки безопасности с родителями «Что могут сами дети? », «Предупреждение детских страхов». Регулярно помещаю в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения», «Безопасность детей — забота взрослых».

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание воспитателя и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях я широко использую:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомлю с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров) ;

- деловые игры и тренинги;

- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

Всю работу я стараюсь проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Подведя итоги проделанной работы, можно отметить. Что дети хорошо ориентируются на улицах города, при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице. Я уверена, что знания «дорожной грамоты» приобретённые в д/с, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения